| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 16RS0051-01-2025-009005-98 |
| Дата поступления | 15.05.2025 |
| Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
| Судья | Мухамедзянова Виктория Рафиковна |
| Дата рассмотрения | 03.09.2025 |
| Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
| Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
| ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Регистрация административного искового заявления | 15.05.2025 | 13:25 | 15.05.2025 | ||||||
| Передача материалов судье | 15.05.2025 | 16:37 | 15.05.2025 | ||||||
| Решение вопроса о принятии к производству | 20.05.2025 | 11:45 | Административное исковое заявление принято к производству | 20.05.2025 | |||||
| Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 20.05.2025 | 11:46 | 20.05.2025 | ||||||
| Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 20.05.2025 | 11:47 | 20.05.2025 | ||||||
| Судебное заседание | 20.06.2025 | 10:20 | 22 | Отложено | судом признана невозможным рассмотрение административного дела в (этом) судебном заседании | 20.05.2025 | |||
| Судебное заседание | 17.07.2025 | 14:30 | 13 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 26.06.2025 | |||
| Судебное заседание | 08.08.2025 | 10:30 | 13 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 18.07.2025 | |||
| Судебное заседание | 03.09.2025 | 11:00 | 13 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 08.08.2025 | |||
| Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 16.09.2025 | 10:25 | 24.10.2025 | ||||||
| Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 29.10.2025 | 13:53 | 29.10.2025 | ||||||
| СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по РТ | 1660007156 | 1041630236064 | ||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Обособленное подразделение Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в г.Цивильске | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Радостева Оксана Анатольевна | ||||||||
| ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
| 29.10.2025 | 16RS0051#2а-6020/2025#1 | Выдан | Отделение судебных приставов по электронному исполнению | ||||||
| 29.10.2025 | ФС № 049319098 | Выдан | Взыскатель | ||||||
16RS0<номер изъят>-98
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П.Лумумбы ул., <адрес изъят>, 420081, тел. <номер изъят>
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес изъят>
3 сентября 2025 года Дело <номер изъят>а-6020/2025
Советский районный суд <адрес изъят> в составе:
председательствующего судьи Мухамедзяновой В.Р.
при секретаре судебного заседания Шадриной Д.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда <адрес изъят> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер изъят> по <адрес изъят> к Радостевой ФИО8 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <номер изъят> по <адрес изъят> (далее - Межрайонная ИФНС России <номер изъят> по <адрес изъят>, административный истец) обратилась в суд с административным иском к Радостевой ФИО9 (далее – административный ответчик) о взыскании недоимки по земельному налогу и пени.
Направленные должнику требования об уплате налогов не исполнены.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере 750 руб., за 2019 год 750 руб.; суммы пени в размере 13136 руб., 66 коп. В общей сумме 13886 руб. 66 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС России по <адрес изъят>.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик не явился, при этом о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Управление ФНС России по <адрес изъят> своего представителя в суд не направил.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований у физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных средств в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее – административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Часть 1 статьи 286 КАС РФ определяет, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно постановленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На основании пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Положениями статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
Как установлено статьей 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Налог (земельный) подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 397 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня. Отсчет начинается со следующего дня за днем уплаты налога, установленного законодательством.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Радостева О.А. является плательщиком налогов, указанных в приложении к административному исковому заявлению. Данные обстоятельства административным ответчиком не оспорены (л.д.10).
В адрес налогоплательщика было направлено уведомление <номер изъят> от <дата изъята>, что подтверждается реестром отправки (л.д.11-12).
Налогоплательщику выставлено требование <номер изъят> от <дата изъята>, об уплате сумм налоговых задолженностей и начисленных пеней за их неуплату в срок до <дата изъята> (л.д.13). Требование направлено налогоплательщику, что подтверждается реестром отправки (л.д.14).
В отношении административного ответчика выставлено решение <номер изъят> от <дата изъята> о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а так же электронных денежных средств (л.д.15).
Неисполнение указанных требований явилось основанием для направления налоговым органом мировому судье заявления о вынесении судебного приказа на взыскание сумм налоговой задолженности (л.д.7-8).
Определением мирового судьи судебного участка <номер изъят> по Советскому судебному району <адрес изъят> от <дата изъята> отменен судебный приказ от <дата изъята> (л.д.5-6).
В силу пункта 4 статьи 52, пункта 4 статьи 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
При этом, суд обращает внимание на следующие обстоятельства.
Из представленных административным истцом сведений следует, что часть пеней, начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ за налоговые периоды 2017-2019 г. за периоды <дата изъята> - <дата изъята>, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018-2019г. за периоды <дата изъята> - <дата изъята>, по транспортному налогу за 2018 год в размере 56 руб.81 коп., за 2019 год в размере 582 руб.21 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята> предъявлены за пределами срока исковой давности, что подтверждается расчетом пеней.
Более того, налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения статьи 75 НК РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
При таких обстоятельствах административный истец с требованиями в указанной части частично обратился за пределами установленного законом срока.
Стороной административного истца срок предъявления вышеуказанных требований пропущен частично.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 статьи 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В данном конкретном случае своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оснований для восстановления межрайонной ИФНС России <номер изъят> по <адрес изъят> пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения административного искового заявления, ввиду пропуска налоговым органом срока на принудительное взыскание данной задолженности.
В связи с изложенным, административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер изъят> по <адрес изъят> к Радостевой О.А. подлежат удовлетворению в части взыскания недоимки по земельному налогу за 2019 год 750 руб.; пеней на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 1885 руб.20 коп. за периоды <дата изъята> - <дата изъята>, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 697 руб. 10 коп. за периоды <дата изъята> - <дата изъята>, по транспортному налогу за 2020 год в размере 582 руб. 18 коп., за 2021 год в размере 582 руб.21 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, за 2022 год в размере 582 руб.18 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, по земельному налогу 2019 год в размере 71 руб., 83 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, по земельному налогу 2020 год в размере 49 руб., 99 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, за 2021 год в размере 93 руб.,94 коп. за 2022 год в размере 93 руб. 94 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, всего 5 388руб. 57 коп.
В силу статьи 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 552 рубля 15 копеек.
Требования подлежат удовлетворению частично. В удовлетворении остальной части требований надлежит отказать в связи с пропуском срока.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер изъят> по <адрес изъят> к Радостевой ФИО5 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Радостевой ФИО6, <дата изъята> года рождения, уроженки <адрес изъят>, проживающей по адресу: <адрес изъят>, в доход соответствующего бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <номер изъят> по <адрес изъят> налоговую задолженность по земельному налогу за 2019 год 750 руб., суммы пени на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 1885 руб.20 коп. за периоды <дата изъята> - <дата изъята>, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 697 руб. 10 коп. за периоды <дата изъята> - <дата изъята>, по транспортному налогу за 2020 год в размере 582 руб. 18 коп., за 2021 год в размере 582 руб.21 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, за 2022 год в размере 582 руб.18 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, по земельному налогу 2019 год в размере 71 руб., 83 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, по земельному налогу 2020 год в размере 49 руб., 99 коп. за период <дата изъята> - <дата изъята>, за 2021 год в размере 93 руб.,94 коп. за 2022 год в размере 93 руб. 94 коп. за период <дата изъята> - 07.06.2024
Всего 5 388 рублей 57 копеек.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с Радостевой ФИО7 государственную пошлину в бюджет муниципального образования <адрес изъят> в размере 1 552 рубля 15 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд <адрес изъят> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Мухамедзянова В.Р.
Мотивированное решение составлено 16.09.2025
Копия верна, судья Мухамедзянова В.Р.





